Шерлок

  • Продюсер: Марк Гейтисс, Стивен Моффат, Берил Верту
  • Актеры: Бенедикт Камбербэтч, Мартин Фриман, Уна Стаббс, Руперт Грейвз
  • Жанр: Триллер, Драма, Криминал, Детектив
  • Оригинальное название: Sherlock

В августе 2010 года в Великобритании у местных программ, фильмов и сериалов было похищено около 9 миллионов экранов, а затем, в Соединенных штатах — еще почти 6,5 миллионов. В последующие годы жертв этого серийного маньяка становилось все больше и больше, он был ненасытен, у него даже появились подражатели — запущенный в США сериал «Элементарно». Но славу виртуоза никто так и не смог затмить, имя ему — «Шерлок».


В данном деле нам известно имя «похитителя», известны мотивы, но нужно понять, как он это сделал. Цель была очень амбициозной: перенести в современность классические для британской и мировой литературы образы — Шерлока Холмса и Джона Ватсона. О том, чтобы перенести героев книги в современность, речи не шло: дух и специфика викторианской Англии — важная часть детективов, да и при почти дословной экранизации рассказов велик риск промахнуться и вызвать на себя гнев всех поклонников детективов Конана Дойля.


Шерлок и Ватсон


Создатели сериала лишь вдохновлялись некоторыми произведениями, заимствуя оттуда, помимо персонажей, то завязку преступления, то канву сюжета, отдельные мотивы, детали и фразы, сделав шоу богатой и насыщенной компиляцией отсылок к первоисточнику. Для знатоков детективов о Шерлоке Холмсе отдельным удовольствием было угадывать, из какого произведения взята та или иная цитата, деталь или сцена.


Бенедикт Камбербэтч в роли Шерлока Холмса


У «преступника» нашлись идеальные соучастники — Бенедикт Камбербэтч в роли Шерлока Холмса и Мартин Фриман в роли доктора Ватсона . Они смогли уловить самую суть своих персонажей и сыграть их, не отвлекаясь на антураж современного Лондона, а просто учитывая его. И если вам покажется, что Шерлок Бенедикта Камбербэтча сильно напоминает доктора Хауса, то эффект актером был достигнут правильный, ведь именно на образ Шерлока Холмса и опирается доктор Хаус, а не наоборот. Участники «кражи» не могли не прославиться, и сериал стал трамплином для впечатляющего карьерного взлета для обоих актеров.


Погоня Шерлока Холмса и Доктора Ватсона


Но ни литературный первоисточник, ни хорошие актерские работы не могли гарантировать успех «преступления». Секрет тут заключается в том, что манера повествования в сериале как бы раздваивает восприятие зрителя. Он видит действие глазами сразу двух героев: недоумевающего, человечного и постоянно удивляющегося доктора Ватсона и фантастически проницательного и внимательного Шерлока Холмса. И постоянно скачет от одной точки зрения к другой. Это делает историю, и так обычно очень закрученную и сложную, более яркой и объемной.


Закрученная история


Головоломка


Сериалу удалось запечатлеть и показать сам процесс принятия решений Шерлока Холмса, и зрители не просто внимают гениальным догадкам детектива, а имеют возможность увидеть преступление, ситуацию, жертву так, как их видит сам Холмс. И ирония в том, что современные реалии не мешают, а наоборот, помогают этому приему — кадр то и дело дополняют тексты сообщений, новостных сводок и результатов поиска в сети, а крупный план деталей и улик поясняется догадками и предположениями Шерлока Холмса. Зрителям проще лично воспринимать то, что происходит с их современниками — с героями сериала они живут в одно время, ездят в такси, смотрят телевизор и не вылезают из телефона.


Шерлок Холмс принимает решение


Химия чувствуется не только между Шерлоком Холмсом и Джоном Ватсоном, но и во всем, к чему прикасается и во что вовлекается их детективный дуэт. Химия существует в самом взаимодействии Холмса и Ватсона с окружающим миром, а этого не всегда удается достичь в сериалах про гениальных социопатов.


Шепот на ухо


Секрет «преступления» раскрыт: сериал возрождает дух британской, всеми любимой классики, при этом делая ее злободневной для зрителя XXI века.


Безобразная невеста


«Шерлок» — главный хит канала этой зимой — осовременил классические образы изящно и остроумно, но вопрос «как бы выглядели уже знакомые Шерлок Холмс и Доктор Ватсон в привычном по Конан Дойлю антураже викторианского Лондона» давно витал в воздухе. Один из авторов сериала, Стивен Моффат, говорил, что для них создание подобного эпизода в какой-то момент стало «соблазном, которому невозможно противостоять». Хотя затея обещала быть очень дорогой.


Шерлок


Костюмированные сериалы всегда дороже тех, которые показывают современность, и снимаются они дольше. А в «Шерлоке», в котором и в обычных сериях важна каждая деталь, обстановка XIX столетия воссоздавалась еще тщательней и аккуратней — чтобы у зрителя складывалось ощущение, будто он всегда смотрел такого Шерлока Холмса.


Шерлок с трубкой


Художники-постановщики и декораторы сериала не только заново отстроили Бейкер-стрит и несколько других локаций, но создали полноценный образ Лондона Викторианского века — мрачный, таинственный и даже зловещий. Особую атмосферу в фильм привносят и костюмы — неудобные платья с кринолином, элегантные «тройки» и его вечная шапка охотника за оленями.


Шерлок играет на скрипке


И все же Шерлок Холмс Бенедикта Камбербэрча и Джон Ватсон Мартина Фримана остались такими же, какими их полюбили зрители. Лишь Мартин Фриман обзавелся характерными усами — для большего сходства с литературным прототипом. Перенесение персонажей в викторианскую действительность нисколько не меняет, а подчеркивает их характеры: для замкнутого и старомодного Шерлока нет разницы, когда решать свои загадки — в XXI веке или XIX. Не меняются и методы рассуждения и логика Холмса — заголовки свежих газет подаются в сериале так же, как и выдача поисковиков. Ватсон же по прежнему играет роль Совести и человечности для эксцентричного детектива.


Ватсон


Создатели сериала намеренно ограничили себя спецификой викторианского века и получили почти полную свободу в сюжете. История в специальном эпизоде опирается на одну лишь фразу Шерлока о прошлом расследовании из рассказа «Обряд дома Месгрейвов» — там он упоминает «кривоногого Риколетти и его безобразную жену». Читатель ничего не знал об этом Риколетти и его жене, и сценаристы сами придумали странное и громкое преступление: молодая женщина, одетая в свадебное платье, с белилами на лице и яркой помадой на губах в годовщину своей свадьбы выходит на балкон, и открывает стрельбу по прохожим, затем стреляет в себя. Но в тот же вечер та же женщина в платье и в вуали настигает своего мужа и убивает его, будто она воскресла ради мести. Решение этой загадки — жизни после очевидной смерти — становится для Шерлока идеей фикс, и за этим помешательством стоят его личные мотивы.


Безобразная невеста


Секрет преступления в «Безобразной невесте» тесно сплетен с главной темой фильма, и о ней вряд ли можно говорить без спойлеров. Можно только отметить, что затронутая тема звучит наиболее громко и злободневно сейчас, в XXI веке, нежели в веке XIX.


Шерлок Безобразная невеста


В игры разума в этом эпизоде играет не только Шерлок Холмс со своим противником Мориарти, но и сама серия — с зрителем. За эту двойную интригу, актуальная тема и атмосферный антураж Лондона XIX столетия «Безобразная невеста» удостоилась премии «Эмми» за лучший телефильм.