Фарго

  • Продюсер: Джон Камерон, Итан Коэн, Джоэл Коэн
  • Актеры: Эллисон Толман, Колин Хэнкс, Мартин Фриман
  • Жанр: Триллер, Драма, Криминал
  • Оригинальное название: Fargo

Приветливые жители Миннесоты и кровавые события, в которые эти милые люди оказались втянуты – игра на контрастах, мастерски срежиссированная братьями Коэнами, имела успех у зрителей и критики еще в 1996-ом году. Надо отметить, что первый сезон одноименного сериала сохранил все былое очарование полнометражного фильма, преподнеся историю в новом свете.



Создатель Ной Хоули предупреждает, что каждый из трех сезонов – это отдельный 10-часовой фильм, который смотрится на одном дыхании. Яркие и контрастные образы злодея Лорна Малво в исполнении оскароносного Билли Боб Торнтона и жалкого и по-настоящему «маленького» человека, торговца страховыми полисами Лестера Найгаарда (Мартин Фримен) во втором сезоне сменяются провинциальной супружеской парой - Пегги и Эдом Блумквистами (Кирстен Данст и Джесси Племонс), а действие переносится в далекий 1979. Ключевых персонажей во втором сезоне больше, и вообще, сюжеты сезонов связаны между собой весьма условно, но неизменный «по-коэновски» мрачный стиль и фирменный черный юмор сразу выдают верных своей манере авторов. И это не может не радовать!


Третий сезон обещает быть не менее интересным: на этот раз центральные роли достались любимцу публики Юэну Макгрегору, исполнившему в сериале двойную роль. Но об этом позже.



К слову, актерский состав сериала достоен особого внимания: например, роль полицейского, который по собственной инициативе ввязался в расследование страшных убийств в первом сезоне, сыграл не кто иной, как сын Тома Хэнкса – Колин Хэнкс. В роли представителя группировки «Фарго» Адам Голдберг, а отца главной героини Молли Солверсон сыграл также весьма известный Кит Кэрредин. Во втором сезоне в необычном амплуа предстала актриса Кирстен Данст, сыграв не очень характерную для ее образа провинциальную парикмахершу.



Надо сказать, что это была не первая телевизионная адаптация истории под названием «Фарго». Первая попытка завершилась пилотным эпизодом, после выхода которого проект завернули. Но, не смотря на такую неудачу, продюсеры все-таки нашли в себе смелость предпринять вторую попытку и не прогадали.


Поскольку изначально компания MGM владела всеми правами на «Фарго», она не особенно нуждалась в благословении и непосредственном участии в производстве сериала Джоэла и Итана Коэнов. Но, увидев сценарий для пилота, братья сами вызвались поучаствовать в проекте.


Принято считать, что сюжет фильма, как, собственно, и дебютного сезона спин-оффа «Фарго», был основан на реальных событиях, произошедших не так давно в Миннесоте. В интервью братья Коэны говорили о том, что узнали об этой истории из газеты и решили, что она ляжет в основу фильма. Надо сказать, что на зрителей это примечание оказало должное впечатление. Однако позже Итан Коэн опроверг эту красивую легенду, сказав, что большая часть сюжета была вымыслом.



Фильм «Фарго» действительно полюбился публике, и, если среди зрителей и были те, кому он не понравился, то причиной этого неприятия зачастую оказывался жуткий миннесотский акцент, который свойствен всем персонажам. Этот специфический выговор настолько характерен и навязчив, что даже стал своего рода карикатурой после выхода на экраны «Фарго», и многим зрителям не на шутку резал слух на протяжении всего фильма. Создателю сериала Ною Хоули этот факт был хорошо известен и был учтен при производстве телевизионной версии – акцент сохранили, но свели его к минимуму.



На самом деле, если хорошо приглядеться, то можно заметить, что сериал Фарго насквозь пропитан духом фильмографии Коэнов: намеки и отсылки к их предыдущим работам частенько мелькают в разных эпизодах. Среди прочих - хула-хуп, который фигурирует в одном из эпизодов второго сезона – явный намек на фильм «Подручный Хадсакера», мазь, при помощи которой можно залечивать укусы и огнестрельные раны или доска с надписью «Белый Русский» - любимым напитком Джеффри Лебовски из фильма «Большой Лебовски» - появившася в эпизоде позади Лестера. По словам создателя Ноя Хоули, если на первый сезон оказали влияние фильмы «Фарго», «Старикам тут не место» и «Серьезный человек», то во втором сезоне кроются отсылки к картинам «Фарго», «Перекресток Миллера» и «Человек, которого не было».


Но, если с двумя первыми сезонами все более-менее ясно, то третьего, безусловно, все мы ждем с нетерпением. Сейчас о нем известно только то, что Юэн Макгрегор сыграет сразу двух родных братьев - Эммита и Рэя Стасси. Эммит – красавец, примерный семьянин и успешный бизнесмен, а его младший брат – полная его противоположность: лысеющий неудачник, склонный к полноте и обвинениям родного брата во всех собственных неудачах. Скорее всего, выжить удастся только одному из персонажей Макгрегора. По слухам, Ной Хоули намерен задействовать в новом сезоне одного из героев первого сезона, но кого именно – пока остается секретом. Что ж, ждать осталось совсем недолго – премьера нового сезона состоится уже в апреле этого года.



Если вы еще не посмотрели сериал «Фарго», то у нас найдется множество весомых аргументов в пользу того, что это нужно сделать, причем, безотлагательно. «Фарго» - не просто сериал, а настоящее произведение киноискусства, и сейчас мы в двух словах расскажем, почему мы так уверены в том, что этот сериал стоит того, чтобы его посмотрели именно вы.


Братья Коэны


Во-первых, если вы – настоящий киноман, то без подробного изучения фильмографии братьев Коэнов ваш кинематографический кругозор нельзя назвать полноценным. «Большой Лебовски», «Старикам тут не место», «После прочтения сжечь» и многие другие фильмы – все это дело рук живых классиков Итана и Джоэла Коэнов. Если вы видели перечисленные выше картины, то вы не сможете побороть свое любопытство и оставить сериал «Фарго» без внимания.



Юмор на фоне убийств


А какие же братья Коэны без своего фирменного черного юмора? За просмотром «Фарго» довольно быстро становится ясно, что количество убийств на квадратный метр экранного времени здесь превышает все допустимые нормы. Но от этого сериал не производит гнетущего впечатления, и причина тому – именно едкий сарказм и тонкий, а местами и мрачноватый юмор. Ради этой, свойственной братьям черты, и хочется смаковать каждый эпизод, без всякой возможности отвлечься от экрана.



Мартин Фриман


Мы знаем его как маленького Бильбо Бэггинса в «Хоббите», сдержанного доктора Ватсона в любимом сериале «Шерлок». Но герой Мартина Фримана в «Фарго» - это нечто, достойное отдельного внимания. Возьмем хотя бы тот факт, что истинный британец отказался от своего родного акцента в пользу специфического миннесотского выговора! Роль раздраженного и мелкого неудачника удалась актеру на «отлично» - его одновременно хочется и пожалеть, и дать ему хорошего пинка за несусветные глупости, которые он вытворяет.




Жестокий убийца с нелепой прической


Судя по всему, это коронный прием Коэнов. Мы уже наблюдали героя, вобравшего в себя все зло мира, который тоже чудным образом укладывал волосы: это был Антон Чигур в фильме «Старикам здесь не место». В отличие от него у Лорна Малво из «Фарго» отличное чувство юмора, он даже по-своему обаятелен. Но поступки героя Билли Боба Торнтона настолько ужасны, что иногда становится не по себе. И, разумеется, нелепая прическа – его отличительная особенность, без которой его образ однозначно не был бы таким выразительным.



Непривычный антураж


Север – это вообще особенная штука. Фильмы и сериалы, действие которых разворачивается на севере, всегда имеют свою, особенную атмосферу. И здесь, в заваленном снегом городке где-то в затерянной Минессоте также скрывается целый внутренний мир. Перестрелки на морозе, снег, залитый кровью, и преследования по колено в сугробе – это своего рода изюминка «Фарго». Ведь мы привыкли видеть идеальную Америку, залитую лучами солнца.



Интрига и продолжение


Не стоит забывать и о том, что история под названием «Фарго» не окончена, и совсем недавно вышел в свет новый сезон. Так что, чтобы успеть проникнуться особенной атмосферой, созданной братьями Коэнами, и вместе с нами с нетерпением ожидать продолжения, рекомендуем поскорее начать просмотр.



Фарго. Первый сезон


Первое, что замечаешь при просмотре первого сезона «Фарго», — почти все действующие персонажи кажутся слишком характерными, даже шаблонными для тех типажей, которые они представляют. Если неудачник, то такой, что даже подростки над ним смеются. Если добрый и порядочный шериф, то обязательно мудрый семьянин с милой беременной женой и не жилец. Если надоевшая жена, то пилит она так, что рука сама тянется за чем-нибудь, что можно швырнуть в экран. Эти персонажи — не шаблоны, а карикатуры, и в них специально подчеркнуты все главные черты. Такая карикатурность нужна для жанра сериала — черной комедии, где многое преувеличено, также она показывает, какое зло и какая сила характера могут таиться в самых обыкновенных людях.



Неудачник-мямля, его вечно всем недовольная жена, умная, но неуверенная в себе офицер полиции — эти и другие образы зрителям хорошо знакомы, но отыгрываются актерами (Мартином Фриманом, Эллисон Толман, Бобом Одёнкерком) так, что эта нарочитость не бросается в глаза, а сами они выглядят живыми. Постепенно герои перестают быть карикатурами на самих себя, потому что карикатуры статичны, а персонажи меняются, и их истории делают сюжет правдоподобным при всей его видимой абсурдности.



Странный, способный напугать одной лишь фразой наемный убийца Лорн Малво во время выполнения очередного задания попадает в небольшую аварию и вынужден остановиться в ближайшем городке Бемиджи, штат Миннесота, где в больнице встречает Лестера Найгаарда, человека, жизнь которого не задалась не с утра, а будто с самого рождения. Каждый день Лестера пилит нелюбимая жена, он ходит на нелюбимую работу и смотрит в зеркало на нелюбимого себя. Разговор с Лорном пробудил что-то в душе Лестера — тревогу, протест против прежней жизни. Каждый шаг Лестера в новом мире, где все возможно и правил нет, опьяняет его и приводит к пониманию, что ставить свои интересы превыше интересов других приятно и выгодно, и именно так и стоит жить.



Сложный, запутанный сюжет с различными ответвлениями позволяет авторам сценария свободно «играть» с другими выразительными средствами кино. К примеру, каждую серию предваряют титры о том, что это реальная история, и все показано в точности так, как было на самом деле. Это прямая отсылка к оригинальному фильму братьев Коэнов, одной из самых успешных и известных их работ. С ним же связана одна из параллельных сюжетных линий. Более того, повторяющиеся титры заставляют удивляться происходящему на экране еще больше.



На зрителя воздействуют и другие приемы, как очевидные, так и не совсем. Тревожная и нервная музыка, будто из триллера, делает жуткой и неприятной стильную и чистую обстановку богатого дома, охотничий домик глубоко в лесу вроде и подается как забавное клише из фильмов ужасов, но легче от этого не становится. Зрителя дразнят легкими отсылками к Твин Пиксу и другим детективам, и даже к классическим театральным приемам — в частности здесь показано, как персонаж «вешает» (чеховское) ружье уже после того, как из него выстрелили. Центральный персонаж Лорн Малво на инстинктивном уровне вызывает тревогу и опасение, даже предугадывая его действия, мы все равно боимся его. Хищник, социопат, жестокий убийца, в отличие от других, он остается карикатурой, потому что меняется только внешне. В какой-то момент мы видим, как Малво сам создает абсолютно искусственную маску, сшитую из чужих привычек, фраз, черт, как монстр Франкенштейна. То, что эта маска выглядит одновременно чуждой и правдоподобной, полностью заслуга Билли Боба Торнтона, виртуозно исполнившего эту роль. Его герой — главный двигатель сюжета, но он лишь ярче раскрывает характеры других персонажей.



Символическое название сериала — еще одна дань уважения оригинальному фильму — означает не конкретный город (который там также упоминается), а скорее собирательный образ глухого северного городка, в котором на самом деле может произойти все что угодно. И все мы живем в своем Фарго.


Фарго. Второй сезон


Второй сезон «Фарго» — это рассказ о том, как слепой, упрямый и глупый эгоизм может привести к десяткам смертей. Такая, иногда даже маниакальная зацикленность на себе показана в сериале главным пороком, несмотря на то, что Фарго и Луверне, где происходит основное действие сезона, соревнуются за звание Города грехов. Жадность, жестокость, равнодушие, предательство — все отходит на второй план по сравнению с тем, с какой небрежностью и легкомысленностью главная героиня Пегги Блумквист отмахивается от факта, что она сбила мужчину, будто от мухи, врезавшейся в лобовое стекло.



Пегги и ее муж Эд Блумквист убивают еще живую жертву, суетливо, но продуманно избавляются от тела и следов преступления и стараются жить так, будто ничего с ними и не произошло. Сами того не зная, они провоцируют целую мафиозную войну между представителями крупной криминальной корпорации из Канзаса и семьей Герхардов, владеющей половиной всех предприятий в Фарго. Противостояние огромной и хищной корпорации и семейного бизнеса — главный двигатель сюжета во втором сезоне. Между двумя сторонами конфликта намеренно подчеркивается огромный разрыв: например, все вопросы Герхарды решают за семейным столом, одновременно закусывая хлебом, испеченным в этом же доме, а посланники из организации сухо обговаривают все по телефону, не называя даже имен. В этой войне авторы сериала спрятали изнанку глобализации. Но повествование недаром раз за разом возвращается к незадачливой чете Блумквистов: они — смысловой стержень этой истории.



Пегги Блумквист, блестяще исполненная Кирстен Данст, живет в мечтах и иллюзиях о саморазвитии, о лучшей версии себя, о мифическом шаге, после которого все будет гармонично и правильно. Она цепляется за эту нарисованную ее воображением картинку так сильно, что даже какой-то неудачник, застрявший в лобовом стекле автомобиля, воспринимается как помеха, которую неприятно замечать, от которой нужно поскорее избавиться. А то эти трупы все портят. Ее муж Эд — хрестоматийный мещанин, пределы мечтаний которого не лежат дальше дверей мясной лавки, где он работает, и дома, где он живет. Выкупить лавку, завести детей, по выходным жарить барбекю — Эд тоже зациклен на своих простых целях, и они даже мельче, чем у его жены. Попытки пары совместить их дорогу к американской мечте и сокрытие преступления выглядят жалко и комично — как пальцы покойника, разлетевшиеся по магазину из-за мощного удара топором.



Погружаясь все глубже в болото лжи и чужих кровавых разборок, Пегги и Эд начинают думать, что вот сейчас они пробудились и взяли свою жизнь в руки. Зритель может обмануться похожей историей Лестера Найгаарда из первого сезона «Фарго», но на самом деле, в отличие от Лестера, Блумквисты никогда не менялись. На протяжении всего сезона они оба пребывают словно во сне, опасные приключения, с которыми еще пытается осознанно справляться Эд, для Пегги воспринимаются как сюжет кино. Она не перестанет строить воздушные замки до самого конца. Преступления Блумквисты совершают не со зла, они просто не воспринимают смерти вокруг близко к сердцу. Судить, что из этого хуже, сериал оставляет зрителям.



Помимо Пегги и Эда, среди участников основного конфликта нет главного отрицательного персонажа: на его роль претендуют почти все. И скользкий агент-«решатель проблем» Майк Миллиган, и властная Флойд Герхардт, и ее сыновья — никого не слушающий и упрямый Додд и прямой недальновидный Беар — и демоничный индеец Ханзи Дент. Происходящие с ними события практически целиком состоят из насилия и предательств, поэтому честный полицейский Лу Солверсон (отец Молли из первого сезона) кажется «лучом света в темном царстве». И его семья становится оазисом любви и обычных человеческих ценностей, где зритель может «отдохнуть» от закрученного и жесткого сюжета. Однако возможную приторность сцен с их участием разбавляет тот факт, что жена Лу больна раком, и из первого сезона известно, что Молли будет расти с отцом.



Создатели второго сезона, будто им было мало насыщенного сюжета, наполнили серии множеством отсылок к первому сезону, к культурным кодам и событиям конца 70-х годов, кадрами, передающими дух «дорожной» и провинциальной Америки, прибегали к экспериментам с формой. Так, одна из серий начинается и рассказывается не как художественный фильм, а как глава из книги.



Есть у второго сезона «Фарго» и побочный эффект: после его просмотра захочешь держаться подальше от книг и семинаров по саморазвитию. Не самый вредный побочный эффект.