Вспомнить все, 20 декабря, 21:05

1987 год. Пол Верховен совсем недавно покинул родную Европу ради Голливуда и только что снял свой первый хит: Робокопа. Пройдет еще несколько лет, прежде чем киноманы разглядят в его фильмах фирменную социальную сатиру на грани издевки, а пока зрители видят чрезвычайно изобретательные эффекты и яркую постановку, предельно мужественного главного героя и вызывающую физиологичность жестокости: кровь хлыщет, мозги растекаются, конечности отрываются. И это работает: фильм становится невероятным коммерческим успехом и одной из самых обсуждаемых премьер года.


А ещё фильм очень нравится Арнольду Шварценеггеру. Конец восьмидесятых – это буквально время Арни. В Голливуде мода на тестостероновые боевики с градом пуль, мутантами и взрывами вертолетов, и невероятно харизматичный (и чудовищно работоспособный) Арни на вершине этой волны: он уже несколько лет как холодный Терминатор и вот только недавно победитель инопланетного Хищника. Шварценеггера любят зрители, с ним хотят работать режиссеры, а продюсеры без проблем находят деньги, ведь каждый фильм с ним – успех.

filmz.ru_f_127976.jpg

И вот к Арнольду попадает сценарий экранизации небольшого рассказа Филипа Дика. Дик, конечно, часть «золотого фонда» фантастики, но очень уж он специфичный: его фантастика – не добренькие миры прогресса Азимова и даже не романтичная политика Хайнлайна. Миры Дика скорее кошмарные. Преследования, обман, воздействие на разум, запугивание – Дик писал скорее фантастические триллеры, и всегда немного безумные.


Что уж зацепило Арнольда, мы не знаем. Но сценарий ему понравился, денег он нашел, а снимать позвал режиссера «Робокопа», который, как потом окажется, тоже был себе на уме.


Сюжет фильма за много лет до нолановского «Начала» исследует тему внедрения воспоминаний, только герои тут не интеллектуалы в костюмах, а строитель, без проблем откручивающий головы тайным агентам. Фильм получился невероятно яркий – с обилием эффектов, болезненной и мутантной эстетикой Марса, фирменным насилием, превращающим боевик в буффонаду. Для современного зрителя, который включит фильм впервые, он может стать настоящей экскурсией в мир фантастических боевиков девяностых, с макетами и миниатюрами вместо компьютерной графики и харизматичными героями.


А в чем же проявилась фирменная ирония Верховена? Из-за наслоения воспоминаний невозможно сказать, произошло ли действие кино на самом деле или же это все было в голове героя. Кто сказал «Джокер»?


А посмотреть фильм можно на нашем канале в воскресенье, в 21:05.

Статьи



Еще