История Top Gear

Top Gear несколько раз завоевывал звание «самой популярной передачи в мире»: по собственным подсчетам, максимальная аудитория шоу составляла 350 миллионов человек (и это без пиратства). Автомобильная тема оказалась актуальной для зрителей из десятков стран, а специфический язык, подобранный тройкой ведущих, оказался понятен от Нью-Йорка до Магадана.


Тем удивительнее будет узнать, что шоу это очень старое, что оно считалось одним из самых консервативных и что его почти закрыли из-за низких рейтингов в начале нулевых.

Итак, оригинальное шоу было запущено аж в 1977 году. К этому моменту автомобиль в Европе уже стал вещью доступной, так что судьба стать нишевым продуктом передаче, стартовавшей на BBC (самом крупном британском телеканале), не грозила.


В самом начале шоу было довольно прогрессивным. Жизнь автовладельцев вообще не так часто освещалась телеканалами того времени, да еще и одной из первых ведущих стала Анжела Риппон, выступавшая в роли автоледи и рассказывавшая о мире девушек за рулем.


Можно сказать, что передача вышла очень прикладная. В основном ведущие рассказывали о доступных моделях машин, их характеристиках, безопасности дорожного движения и всем таком. В шоу давались советы по эксплуатации, могли показать интервью с дорожными чиновниками или проектировщиками, в меньшей степени упоминался автоспорт. В целом это было шоу про автолюбителей для автолюбителей.


И по первому времени успех был невероятным. Машина была почти в каждой семье, а контента на автотему было мало, тем более по центральным каналам. Благодаря передаче средний зритель действительно мог определиться с выбором будущей покупки или узнать о свойствах антикора: ценная помощь в доинтернетовскую эпоху.


Но к концу девяностых рейтинги начали падать и падать. Не то чтобы в нем что-то изменилось… И в этом была проблема: Top Gear просто устарел. Два с лишним десятка лет это очень солидный возраст для шоу, но на пороге нового тысячелетия зрителю хотелось чего-то нового. Шоу было слишком… Солидным. Формат бубнежа про преимущества АКПП ли новый рестайлинг «Гольфа» исчерпал себя.


И тут на сцену выходит Джереми Кларксон.

Jeremy-Clarkson.jpg

Кларксон появился в Top Gear еще в 88 году. Тогда в шоу ведущие менялись часто, задерживаясь обычно на несколько лет, и продюсеры во время очередного поиска заметили молодого журналиста со специфическим стилем текстов о машинах. Журналистский бэкграунд сильно помог Джиззе освежить шоу: Кларксон ругался, Кларксон острил, Кларксон не боялся своего мнения и вообще вел передачу как колонку в печатном ежемесячнике. Он был хулиганом, а не прилизанным репортёром с центрального канала, и зрителям это нравилось.


Передача, однако, клонилась к своему закату. К 1999-му году селебрити в ее эфире было все меньше и зрители смотрели шоу все реже. В этом же году Джизза покинул передачу, а совсем скоро ее и вовсе закрыли. И тогда Кларксон, проработавший в Top Gear уже больше 10 лет, выступил с инициативой. Если называть вещи своими именами, он предложил перезапустить шоу под себя.


Директором BBC Two в тот момент была Джейн Рут (и снова женщина сыграла в судьбе Top Gear ключевую роль). Именно ей Джереми и предложил свое видение шоу, настоящую передачу мечты: съемки в студии, коллектив подкалывающих друг друга ведущих, обзоры на самые разные машины, от суперкаров и ракетных экспериментальных болидов до субкомпактов-динозавров из восточной европы, а ещё у нас будет вот такой Стиг, а ещё путешествия в самые дикие места, а ещё безумные топы всего на свете и покупки авто за сто фунтов…


Джереми не хотел передачу в формате «дайджест автомира». Джереми хотел устроить такие себе посиделки бать в гараже: да я, да у него, да это отстой, да если бы мне дали «теслу», да у тебя просто руки не из того места…


И Джейн согласилась.


И было это хорошо.


Это был настоящий визионерский подход. Теперь зрителю, чтобы быть на одной волне с Top Gear, не нужно было лезть под капот или смотреть трансляцию «24-х часов Ле-Мана». Передача предлагала послушать байки, посмеяться над звездой, сидящей в бюджетной малолитражке, ну и вообще, приятно, когда машину стоимостью в десять твоих годовых зарплат разочарованно называют ведром с болтами.

73E36831-4940-4A40-B3F2-0E31FA8FE356_0.jpg

Для дела Джереми нужны были соведущие. Знаете, как выглядело собеседование в Top Gear? Кандидатов приглашали в студию, где стоял Renault Avantime. Это такой недорогой заурядный минивенчик — обычная семейная машинка без амбиций. При этом неудачным в этой машине было практически все, она даже вошла потом в топ-10 худших автомобилей, продававшихся в британии за четверть века. И вот об этом «образце» надо было что-нибудь рассказать. Что угодно: кандидатам не задавали рамок. Кто-то начинал искать положительные стороны, кто-то честно ругал посредственную тачку. А после нужно было немного поговорить о новостях с Джиззой. И все.


Это простое «тестовое задание» идеально показывает суть Top Gear. По тому, как человек отзывается о машине и о чем он в первую очередь хочет поговорить, обсуждая новости, было сразу понятно, появится ли между ним и Джереми «химия».


Например, Джеймс Мэй назвал Renault «чисто маркетинговым проектом», а потом стал рассказывать, как дорого ему обходится обслуживание его винтажного Rolls-Royce и на какие ухищрения ради него приходится идти. Это было совсем не то что требовалось по заданию… Но это была история!


А ещё Стига должны были звать «Урод», потому что Джереми концепция показалась похожей на одноименного персонажа-мазохиста в черной коже и маске из «Криминального Чтива». Только почему-то эта идея не понравилась самому Стигу.


Ну а остальное вы и так знаете.

Статьи



Еще