Донни Браско

«Донни Браско» — это кино о сочувствии, о жестокости и том, как далеко может зайти человек, оправдывающий свои проступки работой, долгом, мафиозным «кодексом» и чем бы то ни было еще. «Донни Браско» — это криминальная драма со всеми ее характерными чертами: перестрелками, кровавыми разборками, яркими иллюстрациями веселого и безбашенного образа жизни мафиози. Но внешняя простота формы не должна обмануть внимательного и чуткого зрителя, который обнаружит в фильме нечто большее, чем очередную историю о мафии.



Картина получилась бы излишне жестокой и по-документальному холодной, если бы не роскошный актерский состав, а в частности Аль Пачино и Джонни Депп в главных ролях. 34-летний Депп, находившийся на взлете своей карьеры, смог показать кардинальную перемену в порядочном внешне человеке, показать, как добропорядочный семьянин и служитель порядка становится бандитом, не из-за обстоятельств, а потому что он сам этого хочет. В чем-то драма Донни Браско перекликается с историей Уолтера Уайта из сериала «Во все тяжкие» и в этом случае является первоисточником, а не аллюзией. Интересно и то, что перемены в герое не очевидны и воспринимаются скорее интуитивно — Донни в окружении мафии держится естественно и непринужденно, и, несмотря на напряжение, это будто дается ему все легче и легче. Все меньше мук совести, вспышки ярости, и в конце мы видим прямой и равнодушный взгляд агента ФБР, для которого его семья, работа и вся прежняя жизнь стали чуждыми.




Аль Пачино же, классик жанра криминальной драмы, воплощает не самое типичное для себя амплуа — не властного и хладнокровного босса мафии, а немного нескладного, комичного бандита-напарника, который постоянно ворчит и свято соблюдает «правила», отчасти выдуманные им самим. Именно его персонаж — маленький человек в большом Нью-Йорке — и вызывает сочувствие главного персонажа и зрителей. Мы узнаем его привычки, мечты, привязанности, трагедии, и вот перед нами не какой-то мафиози средней руки, а пожилой человек с тяжелой и несчастной судьбой. Герой Аль Пачино в какой то мере становится противоположностью Донни Браско: все время подчиняясь правилам, он настоящим жестоким преступником никогда не был и безнадежно стремился к другой жизни.



В картине рассказывается об агенте под прикрытием Джо Пистоне, который под кодовым именем Донни Браско внедряется в преступную группировку в нью-йоркском Бруклине, заручившись поддержкой и доверием одного из членов банды — Бенджамина Руджеро по прозвищу Левша. Сам Левша, несмотря на свой преклонный возраст, никогда не был главарем группировки и почти 30 лет только исполняет поручения, делает грязную работу. Главная интрига фильма — раскроет ли мафия агента ФБР в живом и находчивом новичке Донни — постепенно накаляет атмосферу в кадре, но не затмевает собой и историю искренней дружбы агента под прикрытием и старого преступника, и личную драму самого Джо Пистоне.



Фильм насыщен событиями и сюжетными линиями, но ему удается не растерять внимание зрителей, подробно и близко познакомить с главными героями, рассказать цельную историю. Из картины нельзя выкинуть ни взаимоотношения агента со своей семьей, ни диалоги Донни и Левши, ни одно преступление мафии. Все это получилось во многом благодаря сценарию, который был номинирован на премию «Оскар». Сюжет основан на реальных событиях, о чем предупреждают титры в начале фильма, но происходящее на экране кажется слишком захватывающим, напряженным и порой жестоким, и можно легко забыть, что все это происходило на самом деле в 70-х годах на улицах Нью-Йорка и Майами. Финальные титры, сопровождаемые лишь музыкой, рассказывают о судьбе персонажей, и это усиливают впечатление от картины.



Для фильма, основанного на реальных событиях, «Донни Браско» обладает ярким открытым финалом, который вызывает не недоумение, но надежду.