Безобразная невеста

«Шерлок» — главный хит канала этой зимой — осовременил классические образы изящно и остроумно, но вопрос «как бы выглядели уже знакомые Шерлок Холмс и Доктор Ватсон в привычном по Конан Дойлю антураже викторианского Лондона» давно витал в воздухе. Один из авторов сериала, Стивен Моффат, говорил, что для них создание подобного эпизода в какой-то момент стало «соблазном, которому невозможно противостоять». Хотя затея обещала быть очень дорогой.


Шерлок


Костюмированные сериалы всегда дороже тех, которые показывают современность, и снимаются они дольше. А в «Шерлоке», в котором и в обычных сериях важна каждая деталь, обстановка XIX столетия воссоздавалась еще тщательней и аккуратней — чтобы у зрителя складывалось ощущение, будто он всегда смотрел такого Шерлока Холмса.


Шерлок с трубкой


Художники-постановщики и декораторы сериала не только заново отстроили Бейкер-стрит и несколько других локаций, но создали полноценный образ Лондона Викторианского века — мрачный, таинственный и даже зловещий. Особую атмосферу в фильм привносят и костюмы — неудобные платья с кринолином, элегантные «тройки» и его вечная шапка охотника за оленями.


Шерлок играет на скрипке


И все же Шерлок Холмс Бенедикта Камбербэрча и Джон Ватсон Мартина Фримана остались такими же, какими их полюбили зрители. Лишь Мартин Фриман обзавелся характерными усами — для большего сходства с литературным прототипом. Перенесение персонажей в викторианскую действительность нисколько не меняет, а подчеркивает их характеры: для замкнутого и старомодного Шерлока нет разницы, когда решать свои загадки — в XXI веке или XIX. Не меняются и методы рассуждения и логика Холмса — заголовки свежих газет подаются в сериале так же, как и выдача поисковиков. Ватсон же по прежнему играет роль Совести и человечности для эксцентричного детектива.


Ватсон


Создатели сериала намеренно ограничили себя спецификой викторианского века и получили почти полную свободу в сюжете. История в специальном эпизоде опирается на одну лишь фразу Шерлока о прошлом расследовании из рассказа «Обряд дома Месгрейвов» — там он упоминает «кривоногого Риколетти и его безобразную жену». Читатель ничего не знал об этом Риколетти и его жене, и сценаристы сами придумали странное и громкое преступление: молодая женщина, одетая в свадебное платье, с белилами на лице и яркой помадой на губах в годовщину своей свадьбы выходит на балкон, и открывает стрельбу по прохожим, затем стреляет в себя. Но в тот же вечер та же женщина в платье и в вуали настигает своего мужа и убивает его, будто она воскресла ради мести. Решение этой загадки — жизни после очевидной смерти — становится для Шерлока идеей фикс, и за этим помешательством стоят его личные мотивы.


Безобразная невеста


Секрет преступления в «Безобразной невесте» тесно сплетен с главной темой фильма, и о ней вряд ли можно говорить без спойлеров. Можно только отметить, что затронутая тема звучит наиболее громко и злободневно сейчас, в XXI веке, нежели в веке XIX.


Шерлок Безобразная невеста


В игры разума в этом эпизоде играет не только Шерлок Холмс со своим противником Мориарти, но и сама серия — с зрителем. За эту двойную интригу, актуальная тема и атмосферный антураж Лондона XIX столетия «Безобразная невеста» удостоилась премии «Эмми» за лучший телефильм.