Залечь на дно в Брюгге

«Залечь на дно в Брюгге» — черная трагикомедия 2008 года — входит во множество списков и топов «Лучших фильмов», включая «250 лучших фильмов по версии IMDb». Успех картины объясняется филигранной игрой контрастов, которая проявляется во всем — начиная от самого жанра фильма, заканчивая выразительными деталями в декорациях и диалогах. Бандитская перестрелка происходит в обстановке уютного домашнего отеля на берегу канала, а пистолеты разных калибров соседствуют с произведениями фламандской живописи.


Во время просмотра «Залечь на дно в Брюгге» вам и в голову не придет, что вы видите дебют режиссера Мартина Макдонаха в полном метре. Однако мастерство и особенное видение Макдонаха до 2008 года уже были известны знатокам киноиндустрии — в 2005 году он получил премию «Оскар» в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм» за свой настоящий дебют, «Полную обойму». И в полном метре режиссер сумел рассказать историю, почти тривиальную, необычно и свежо, показать свой уникальный авторский «почерк».


В старинный бельгийский город Брюгге приезжают два наемника-ирландца — Кен (Брендан Глисон) и Рэй (Колин Фаррел). Рэй провалил свое задание и вынужден какое-то время скрываться, и почему-то именно Брюгге был выбран его боссом Гарри (Райф Файнс).


Молодой, начинающий киллер Рэй терзает себя за невинную жертву, случайно застреленную во время выполнения задания, и всеми фибрами не переносит город, который кажется ему страшной глухоманью. Его старший коллега Кен, напротив, наслаждается видами Брюгге, охотно играя роль туриста. Но он сопровождает он Рэя не просто так.


Сюжет картины представляет собой будничные гангстерские разборки, но настроение фильма напоминает непостоянное, облачное небо Бельгии — зрителя то охватывает тоска и сочувствие к боли героя Колина Фаррела, то пробивает на смех от абсурдности той или иной ситуации. Скачки настроения «обеспечивает» остроумный сценарий, а убедительной историю главного героя делает игра Фаррела, получившего за свою роль «Золотой Глобус». Он играет мальчишку, которому скучны достопримечательности и история, но он жаден до жизни, чувств и приключений. Колин Фаррел умудряется даже «красть» экран у органичных в своих ролях Брендона Глисона и Райфа Файнса.




Контраст усиливается и операторской работой: романтичные, наполненные красотой кадры Брюгге, будто вырезанные из документального фильма о путешествиях, сменяются лаконичными и холодными кадрами жесткой криминальной драмы. Сам Брюгге, один из немногих средневековых городов Европы, сохранивших свой исторический облик, становится в фильме самостоятельным персонажем. Ироничным и мудрым старым наблюдателем, который рад гостям, но вовсе не в восторге от того, что какие-то бандиты потревожили его покой. Режиссер признается Брюгге в любви и одновременно осторожно посмеивается над ним и заодно над всеми живописными многовековыми городами Старого Света.




«Залечь на дно в Брюгге» развлекает зрителя динамичным сюжетом и при этом содержит множество культурных и религиозных отсылок, узнавать и осмысливать которые — отдельное удовольствие продвинутых киноманов. Порой фильм уходит в аллегорию и гротеск, почти напрямую цитируя пестрые картины Босха: колокольни, карлики, люди в диковинных костюмах, лупоглазые собаки, украшения к Рождеству, древнии реликвии и так далее и тому подобное. И все же подобного сюрреализма отмерено ровно столько, чтобы чуть-чуть оттенить грустную меланхолию фильма и его мораль, которая, пусть и не блещет новизной, но подкупает искренностью.



Фильм «Залечь на дно в Брюгге» — это один из тех случаев, когда не сюжет, но форма и авторский стиль делают картину классикой. А еще вам непременно захочется побывать в Брюгге.